ПРОБЛЕМЫ ПЕРВОКЛАССНИКА: КАК ИХ РЕШАТЬ?
16.08.2018
КРУЖКИ, СЕКЦИИ: СКОЛЬКО МОЖНО ПОСЕЩАТЬ РЕБЕНКУ?
12.09.2018
parallax background

Блог про счастливых детей для их родителей

 
 

ПРОБЛЕМЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ: КАК ИХ РЕШАТЬ

Неважно, сколько лет сейчас вашему ребенку (хоть 2, хоть 20!). В любом случае родитель должен знать основные этапы взросления, чтобы грамотно выстроить свое посредническое действие в разные периоды. Особенно – в критические.
Кризис 6-7 лет – это третий сложный период в жизни человека, согласно отечественной психологии (Выготского, Леонтьева, Давыдова, Элькониных и др.). Прежде чем перейти к симптомам и способам решения, стоит разобраться в причинах появления.
Исследователи по-разному относятся к причинам. Самая простая: Происходит момент смены ведущей деятельности и перехода в новую систему общественных отношений. В данном случае, ребенок из игры переходит в учебную деятельность, из детского сада в школу.

Стадии кризиса 6-7 лет.

1. Предкритическая
В чем суть: Ребенка уже не устраивает «чистая» игра как ведущий тип деятельности. Ребенок пока не осознает, с чем связана эта неудовлетворенность. Уже есть все предпосылки для того, чтобы от игровой деятельности переходить к учебной.
Симптомы:
1. Обесценивание игры. Из-за модификации игровой деятельности у ребенка проявляется заметный интерес к неигровым формам деятельности (конструирование, лепка, рисование и пр.).
2. Ребенок переходит к деятельности, которая положительно оценивается взрослыми (помогать по дому, проявляет любопытство, с удовольствием соглашается на поручения взрослых, тд).
3. Изменения отношений с близким взрослым (особенно с родными). Дети начинают адекватно характеризовать свои действия при встрече с незнакомым взрослым, до того эта ситуация воспринималась скорее как встреча с партнером по игре.
Как себя вести: Родители должны разговаривать с ребенком о школе, настраивать его на новый этап в жизни. Нужно держать баланс между учебной и игровой деятельностями.

2. Критическая
а) Мифологизация.
В чем суть: ребенок стремится повзрослеть, копирует взрослое поведение из-за того, что он пытается реализовать свое представление о школе. Желая идти в школу, ребенок ориентируется на внешние элементы школьной атрибутики, пытаясь сохранить дошкольный тип жизни.
Симптомы:
1. Нарочитая взрослость.
2. Негативизм (отрицательного отношения к просьбам взрослого – беспочвенный отказ от того, что просит его взрослый)
3. Школярство (положительное отношение к школе, внимательность к школьной атрибутике, сильное желание пойти в школу).
Как себя вести: Стоит поощрять его любопытство. Нужно давать ребенку ресурсы для расширения кругозора. Давать возможность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
б) Конфликт
В чем суть: В привычных и новых ситуациях ребенок действует в соответствие с мифом «идеальной формы» школы. Он изображает настоящего школьника, что выглядит неадекватно в старых ситуациях, и провоцирует конфликт. У ребенка появляется потребность познать границы своих возможностей, меру свободных действий.
Возникает структура переживаний: понимает, что значит «я сердит», «я обижен», «я рад» и т.д. То есть он осмысленно ориентируется в собственных переживаниях. Появляется дифференциация внутреннего и внешнего. Это связано с включением в поступки интеллектуального компонента, который встраивается между переживанием и непосредственным действием.
Симптомы: 1.Трудновоспитуемость. Ребенок отказывается выполнять то, что делал раньше, или оттягивает. В ответ на просьбу ребенок начинает спорить или держит паузу.
2. Манерничание и кривляние. Ребенок на людях начинает вести себя демонстративно, по-клоунски, чтобы привлечь к себе внимание.
3. Потеря непосредственности. Утрата детской наивности в поведении.
4. Желание к самостоятельности, проявление инициативности в другом. В ответ на просьбу ребенок начинает спорить или держит паузу.
5. Упрямство, непослушание, хитрость.
6. Требовательность (навязчивое напоминание об обещанном)
7. Капризы, негативная реакция на критику.
Как себя вести: Придавать значение инициативному действию ребенка. Поощрять его желание выбирать собственное действие, не настаивать на соблюдении старых обязанностей. Очертить границы новых обязанностей, к которым он сам потянулся. Запрет нужно переводить в плоскость самостоятельности и ответственности. Не отказывать в помощи, эмоционально поддерживать, но останавливать негативные проявления, разрушающие семейный уклад. Создать условия ребенку увидеть, почувствовать границу своих возможностей и меру своих свобод.
в) Рефлексия
В чем суть: в процессе переосмысления конфликта ребенок понимает разницу между «школа идеальная» и «школа реальная». Роль правила растет, роль наглядного образца падает.
Начинает формироваться самооценка: разделение Я-реального и Я-идеального, при этом Я-реальное резко снижается => возникает полноценная школьная готовность. Начинает формироваться новообразование «позиция школьника» (Божович).
Симптомы:
1. Снижение конфликтности поведения. Иногда происходит погруженность в собственные мысли, молчаливость.
2. Негативная симптоматика исчезает.
3. Повышение уровня требований к себе (активное становление самооценки)
4. Потеря детской непосредственности
Как себя вести: Нужно предоставить новые формы занятий, дать ему взять на себя какие-то новые обязанности. Если через какое-то время он забудет про них, ему нужно напомнить о них. Мягко подчеркнуть сложность взрослой позиции, но и выразить надежду, что ребенок с этим справится. Стоит поощрять то, что получилось.

3. Посткритическая
В чем суть: Ребенок уверен в своих возможностях, легко принимает новую социальную роль. Ребенок понимает, что отношение к нему изменилось, он уже «взрослый», у него есть занятия и обязанности. Возникает способность произвольно удерживать задание, вычленять из школьной действительности существенные характеристики.
Процесс формирования новообразования «позиция школьника», в связи с чем происходит несоответствие нового в старой системе отношений (Божович).
Симптомы: 1. Появляется желание учиться;
2. Изменение характера игры (где есть выбор позиций участников игры);
3. Возобновление интереса к учебной деятельности.
Как себя вести: Взрослый должен поддерживать пробы ребенка в освоении новой идеальной формы. Важно научить ребенка учиться самостоятельно: поощрять любознательность, скрыто контролировать учебную деятельность.

Освоив эту периодизацию, любой родитель сможет совладать с негативными порывами развития ребенка и не допустить зарождения комплексов, зажимов, обиды на весь мир. Желаем удачи!

А если вам интересны авторы, по которым написана эта статья, то можете ознакомиться с их теориями более подробно: 1. Л.С. Выготский "Кризис семи лет" 2. Л.И. Божович "Личность и ее формирование" 3. Б.Д. Эльконин "Психология игры"